ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ВЕНЧУРНОГО ФОНДА / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
При создании корпоративных венчурных фондов или подразделений в корпорации нужно решить следующие задачи, которые могут быть описаны как последовательный алгоритм и правила:
1. Определение целесообразности создания венчурного подразделения
- анализ целей и задач корпорации по достижению лидерства на рынке за счет инновационного развития;
- анализ эффективности подразделения для реализации заявленных целей.
- объем инвестиционных средств;
- характеристики инвестиционных проектов (отрасль, география, стадия);
- целевое количество инвестиционных проектов;
- планируемый срок работы подразделения и целевая доходность.
3. Определение потенциальных источников инвестиционных проектов
- собственные (внутри корпорации);
- привлеченные (вне корпорации).
- механизмы взаимодействия подразделения, проинвестированных компаний и корпорации;
- возникающие финансовые и нефинансовые эффекты от создания подразделения для компаний корпорации и корпорации в целом.
5. Определение модели управления подразделением
- привлечение управляющей компании с рынка или создание собственной;
- разработка системы мотивации команды управляющей компании;
- определение ключевых показателей эффективности управления венчурным подразделением.
- определение ключевых мероприятий и сроков их реализации;
- формирование контрольных точек.
При выборе формы организации подразделения – внутреннее или внешнее – следует руководствоваться потребностями компании исходя из следующих сравнительных характеристик.
Внутреннее подразделение – отдел корпоративного развития (например, Cisco, Microsoft, BP, Lockheed Martin):
Плюсы
- не нужно создавать новое юридическое лицо;
- нет фиксированного размера фонда, большая гибкость в рассмотрении потенциальных проектов.
- сложно участвовать в совместных инвестиционных раундах с другими партнерами;
- зависимость от внутренних бюрократических процедур.
Отдельное юридическое лицо/отдельная структура (например, фонд в форме Limited Partnership – LP в Великобритании или Limited Liability Partnership – LLP в США):
Плюсы
- cамостоятельное юридическое лицо привлекательнее для партнеров и соинвесторов;
- автономность в принятии инвестиционных решений дает больше гибкости и большую заинтересованность в конечном успехе;
- команда работает независимо (больше мотивации, большее принятие риска, больше креативности);
- компенсационная структура конкурентоспособна;
- результаты деятельности могут быть оценены и сопоставимы;
- структура фонда позволяет избегать двойного налогообложения;
- целевые компании часто предпочитают фонды корпоративным инвесторам.
Минусы
- требует усилий на создание и ведение отдельного юридического лица;
- финансовые цели фонда могут конфликтовать со стратегическими целями корпорации;
- необходимо исполнять специальные требования органов финансового регулирования и контроля;
- команда нацелена на финансовые достижения, а не стратегические выгоды для корпорации;
- необходимо привлекать хорошую команду, которая ответственно использует «легкие» деньги, предоставленные компанией.
Вариант в виде отдельного юридического лица возможен в следующих видах:
- создание самостоятельного фонда (фонд формируется исключительно из средств корпорации, является самостоятельной структурой, например, IntelCapital, Qualcomm Ventures)
- создания фонда в партнерстве (корпорация участвует в формировании капитала фонда частично, например AsterCapital, PresidioVentures, EnergyTechnologyVentures).
Самостоятельный фонд:
- корпорация имеет право единолично определять направления деятельности фонда;
- необходимость единоличного формирования команды управляющей компании фонда (УК) либо привлечения сторонней УК и осуществления контроля за ее деятельностью;
- корпорация принимает на себя все риски по убыткам фонда в рамках внесенных инвестиционных средств.
Партнерство:
- корпорация имеет возможность снижать риски деятельности фонда за счет участия внешних партнеров, но не имеет возможности определять направления деятельности фонда без учета мнения партнеров;
- возможность использования компетенций и опыта партнеров при привлечении управляющей компании и осуществлении контроля за ее деятельностью;
- в роли партнеров могут выступать финансовые компании и корпорации, имеющие близкие отраслевые приоритеты.