IV МОСКОВСКИЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ВЕНЧУРНЫЙ САММИТ, 8.02.2017

Стратегии

КОРПОРАТИВНЫЕ ВЕНЧУРНЫЕ СТРАТЕГИИ

Стратегия корпоративного венчурного финансирования каждой компании определяет:

  • приоритетные направления инвестиций;
  • размеры инвестиций в один проект;
  • стадии развития компаний, на которых осуществляются инвестиции;
  • подход фонда к участию в управлении проинвестированных компаний;
  • ожидаемую отдачу от инвестиций.

Исходя их двух составляющих – цели инвестиций и степени синергии – в зависимости от их комбинаций, выделяют четыре типа стратегий корпоративных венчурных инвестиций:

  • драйвинговые инвестиции,
  • комплиментарные инвестиции,
  • раскрывающие новые возможности инвестиции,
  • пассивные инвестиции.

Первый тип корпоративных венчурных инвестиций – так называемые управляющие или драйвинговые инвестиции. Этот тип инвестиций характеризуется тем, что в них больше преобладают стратегические цели, чем финансовые, и предполагается тесная связь между бизнесом стартапа и инвестирующей компании. То есть, присутствует сильная синергия между бизнесами и финансовыми выгодами, в первую очередь, для основного бизнеса компании, а потом уже для бизнеса стартапа.

Одним из ярких примеров такого типа являются инвестиции компании Microsoft.

Тем не менее, у подобного типа инвестиций есть ряд недостатков. Именно тесная связь с текущей стратегией компании и сильная связь с текущим бизнесом не позволяет новой инновационной компании использовать новую стратегию и проводить другие бизнес-процессы.

Второй тип корпоративных венчурных инвестиций – комплиментарные инвестиции. В этом типе инвестиций все еще сохраняются финансовые цели, в первую очередь, для основного бизнеса, но тесной связи между стартапом и инвестирующей компанией уже не требуется. Однако стимулируя потребление продуктов или услуг стартапа, корпорация стимулирует потребление основных продуктов и услуг самой инвестирующей компании.

Хорошим примером подобного рода инвестиций может служить Intel Capital. Intel заинтересован в появлении большого количества компаний, которые занимаются видео, аудио, графикой – теми продуктами, которые требуют все более мощного процессора, тем самым стимулируя спрос на основной товар компании. Поэтому Intel делает очень много инвестиций в такие компании.

Подобного рода инвестиции особенно успешны для компаний, доминирующих на рынке со своим товаром. Тогда затраты на стартапы заведомо окупятся, вне зависимости от финансовых успехов стартапов самих по себе. Например, рыночная экспансия подобных стартапов будет приносить дополнительные деньги Intel, а не ее конкурентам.

Инвестиции возникающих возможностей привлекаются в компании, которые сохраняют тесную связь с бизнесом основной компании (корпорации), но не продолжают ее текущую продуктовую стратегию. Это своего рода опционные стратегии. Такие инвестиции в случае смены рыночной ситуации или смены стратегии корпорации могут стать и стратегическими инвестициями и дать начало новым продуктам.

Именно так поступает Google, инвестируя свои средства в множество разных проектов, находящихся в «тренде», но не связанных с текущими ключевыми компетенциями корпорации.

Расширяющие инвестиции, или пассивные инвестиции: в этом случае бизнес стартапа никак не связан с бизнесом инвестирующей компании и приоритетом являются финансовые показатели стартапа.

Таким инвестором является, например, Cisco по отношению к российскому венчурному фонду Almaz Capital Partners. Такой же стратегии придерживается Panasonic.      

Первые три стратегии целиком укладываются в логику «открытых инноваций».

Согласно исследованиям, основанным на данных ThomsonVentures, корпоративные венчурные фонды преуспевают по сравнению с независимыми венчурными фондами, только если они инвестируют согласно стратегическим целям, то есть делают драйвинговые инвестиции или коплиментарные инвестиции. В других двух типах инвестиций они показывают такие же результаты, как и независимые венчурные фонды.

По типу механизмов взаимодействия корпорации со стартапом выделяется 4 типа управленческих подходов к корпоративному венчурингу (в соответствии с классификацией PwC):

Инвестиционный подход

  • Фокус на экономических показателях
  • Исследование новых трендов на рынке
  • Создание реальных опционов

Инкубационный подход

  • Поиск прорывных направлений для роста основного бизнеса
  • Привлечение и удержание талантов
  • Вовлечение всех подразделений компании в инновационный процесс

Создание альянсов

  • Объединение ресурсов и усилий с другими игроками для достижения эффекта масштаба
  • Разделение рисков

Гибридный подход

  • Достижение оптимального баланса между подходами
  • Максимальная утилизация ресурсов и компетенций компании

Примером инвестиционного подхода является Panasonic, примером создания альяснов является модель SAP Ventures, инкубационную модель использует Google, а гибридная – Cisco, имеющая в своем составе венчурные структуры различного типа.

Примеры стратегий в мире

PanasonicVentureGroup:

  • Обязательное условие инвестирования – наличие бизнес-единицы соответствующего направления в головной компании Panasonic для работы с инвестируемой компанией.
  • Инвестиции в размере $1-3 млн. в компании с подтвержденными технологиями, прошедшие стадию стартапа.
  • Миноритарные инвестиции (<10% от доли капитала), минимальное участие в управлении.
  • Стратегические цели включают повышение конкурентоспособности корпорации и получение доходности.

SAP Ventures:

  • Инвестирование в IT-компании, находящиеся на стадии роста (разработанный продукт, действующая бизнес-модель, растущий доход).
  • Инвестиции в размере $5-12 млн. на начальном этапе, большие суммы при дальнейшем развитии компании.
  • Активное участие в управлении компанией через присутствие в совете директоров, участие в расширенных пулах инвесторов.
  • Стратегические цели включают исключительные финансовые результаты и ознакомление с новыми технологиями.

Читать далее…

Партнеры

Информационные партнеры